Правовая и информационная помощь: Кинокомпании СССР, ч. 3

Новости

Краткое содержание:

Торговый дом «Русь»РЦСДФСвердловская киностудияСовкиноСоюздетфильмСоюзмультфильмТаллинфильмУзбекфильмУкртелефильмЦентрнаучфильмЧувашкиноЭкран (творческое объединение)Ялтинская киностудияКиностудия МинобороныОбсуждение

Торговый дом «Русь»

«Торговый дом „Русь“» — российская кинокомпания, занимавшаяся производством и распространением кинофильмов.

История

Компания основана в Москве костромским купцом-старовером М. С. Трофимовым и инженером М. Н. Алейниковым в 1915 году. В 1916 году для ателье был построены съёмочные павильоны на Бутырской улице и Верхней Масловке. На открытии первого из них Трофимов заявил: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…».

Согласно принципам, провозглашенным основателем, компания делала основной упор на экранизации русской классики, а для участия в фильмах приглашались актеры московских театров. В ставшем классикой отечественном кинофильме «Поликушка» свою первую роль в кино сыграл И. М. Москвин. Со студией работали режиссёры Н. П. Маликов, А. А. Чаргонин, В. А. Старевич, Ю. А. Желябужский, А. А. Санин и другие.

В 1918—1920 годах производство фильмов было перенесено в филиалы компании в Одессу и Ялту. После падения правительства П. Н. Врангеля в Крыму Трофимов эмигрировал, однако в 1924 году вернулся в СССР и стал одним из неформальных руководителей созданной на базе его киноателье кооперативной компании «Межрабпом-Русь», впоследствии национализированной и в несколько этапов преобразованной в киностудию им. М. Горького.

РЦСДФ

Росси́йская центра́льная киновидеосту́дия хроника́льно-документа́льных и уче́бных фи́льмов (ЦСДФ) — советская и российская студия документального кино. Образована в 1927 году в Москве. Награждена орденом Красного Знамени (1944) и орденом Ленина (1971).

В разные годы киностудия называлась:

1931—1936 — «Союзкинохроника»

1936—1940 — Московская студия кинохроники

1940—1944 — Центральная студия кинохроники

1944—1993 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)

с 1993 — Российская центральная студия документальных фильмов (РЦСДФ)

Была одним из учредителей Национальной премии «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения.

История

История студии началась в 1927 году, когда при кинофабрике «Совкино» был создан специальный отдел кинохроники. В июле 1931 года Приказом № 92 по кино-фото объединению «Союзкино» отдел реорганизовали во Всесоюзную фабрику кинохроники «Союзкинохроника». В 1936 году фабрику переименовали в Московскую студию кинохроники. Первоначальное расположение — во 2-ом Брянском переулке в бывшем здании кинокомпании И. Н. Ермольева (работники студии называли её «Брянка»). В 1940 году студия переехала в здание в Лиховом переулке, прежде занимаемое «Союздетфильмом».

С началом Великой Отечественной войны студия объединяла фронтовые киногруппы всех фронтов, а также в тылу врага. За годы войны было выпущено 284 номера «Союзкиножурнала», 78 номеров «Пионерии» и «Советского искусства», 45 — «Новостей дня», 102 короткометражных фильма и 41 полнометражный, среди которых «День войны» (1942), «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943). В 1944—1946 годах студию возглавлял Сергей Герасимов.

На студии были цеха: обработки плёнки, звука, осветительный, мультипликационный, механический, кинолетописи и другие.

Со студией связана деятельность советских документалистов: Дзиги Вертова, Эсфирь Шуб, Леонида Варламова, Григория Болтянского, Ивана Белякова, Василия Беляева, Самуила Бубрика, Сергея Гурова, Якова Посельского, Михаила Посельского, Ирины Сеткиной-Нестеровой, Лидии Степановой, Михаила Слуцкого, Марка Трояновского, Романа Кармена, Ильи Копалина, Александра Медведкина и других. В разное время на студии работали: Александра Довженко, Юлия Райзмана, Михаила Ромма, Сергея Юткевича и другие мастера художественного кино.

На волне перестройки в 1988 году на студии произошла очередная реорганизация — были образованы творческо-производственные объединения (ТПО): «Юность» (худ. руководитель В. Коновалов), «Риск» (худ. руководители: П. Мостовой, И. Григорьев, А. Иванкин), «Человек и время» (худ. руководитель Т. Семёнов), «Современник» (худ. руководитель А. Павлов), «Нерв» (худ. руководитель И. Гелейн) и «Отечество» (худ. руководитель Б. Карпов). В 1989 году из-за нехватки производственных площадей киностудии было передано соседнее здание — дом 4.

В 1993 году была переименована в Российскую центральную студию хроникально-документальных и учебных фильмов. В 2002 году преобразована в Российскую центральную киновидеостудию хроникально-документальных и учебных фильмов.

Решением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2005 года здание студии в Лиховом переулке было передано Русской православной церкви[5]. По нему студия лишалась основного здания и ещё двух строений[6]. Временным местом размещения стали помещения в РИА Новости, а в 2009 году студия переехала в выделенное ей здание в Кулаковом переулке, 17. Несколько лет студия находилась на грани банкротства, часть фильмового архива при этом находилась в Красногорском архиве, другая — на Кулаковом переулке.

В ноябре 2011 группа деятелей культуры (Владимир Алеников, Тофик Шахвердиев, Андрей Шемякин, Эммануил Виторган, Армен Джигарханян, Сергей Комков, Пётр Тодоровский, Максим Кармен, Геннадий Полока, Александр Кармен, Александр Голобородько) опубликовала открытое письмо Председателю Правительства России Владимиру Владимировичу Путину с просьбой о помощи студии.

В конце 2014 года помещения студии в Кулаковом переулке были опечатаны. В 2015 году часть архива, связанная с административно-хозяйственной деятельностью студии, была перевезена в помещения Музея кино на территории «Мосфильма», другая часть была передана в РГАКФД. С этого момента производственная деятельность студии была остановлена. По распоряжению Росимущества от 13 октября 2015 года был установлен срок ликвидации ФГУП РЦСДФ до конца 2015 года. Окончательная ликвидация произошла в июле 2024 года.

Награды фильмам студии

Государственных премий СССР и РСФСР удостоены свыше 80 фильмов, около 200 фильмов и выпусков кинопериодики награжденны на Всесоюзных и Международных кинофестивалях.

1942 Сталинская премия — за фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»

1943 Премия «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм — за фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»

1960 Ленинская премия Роману Кармену за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»

2010 Приз за лучший документальный фильм Международного Телекинофестиваля «Профессия-журналист» в Москве — фильм «Фронтовой кинооператор Борис Соколов» Игоря Мордмилловича, Александра Сокина

2011 Премия «Ника» за лучший неигровой фильм — за фильм «Мой друг доктор Лиза» Тофика Шахвердиева

Руководство

Генеральный директор — Николай Ворощук (скончался 24 октября 2015)

Художественный руководитель — Владимир Алеников

Директор по развитию, шеф-редактор — Евгений Анташкевич

Главный продюсер — Наталья Нерушевская

Свердловская киностудия

Свердловская киностудия — советская, а позже российская киностудия в Екатеринбурге, была создана 9 февраля 1943 года. Всего на Киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 мультипликационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Создание киностудии

Создавали киностудию в военные годы по приказу «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов» от 9 февраля 1943 г. Изначально она разместилась во Дворце строителей (нынешний «Сити-центр»), построенного ещё в 1930-е гг. (в стиле конструктивизм). Просмотровый зал местного дворца культуры оборудовали под кинопавильон, и уже в 1944 году режиссёром Александром Ивановским был снят первый фильм по оперетте венгерского композитора Имре Кальмана — «Сильва» или «Королева чардаша».

На данный момент директором Киностудии является Чурбанов, Михаил Александрович (с 2003 года).

Среди ранних фильмов наиболее известны:

«Алмазы» (реж. Иван Правов, совместно с А. Олениным, 1947),

«Страницы жизни» (реж. Александр Мачерет, совместно с Борисом Барнетом, 1948).

В 1948 году к Свердловской киностудии присоединена Новосибирская студия учебных фильмов, в 1951 году — Свердловская студия кинохроники. В 1948—1956 годах киностудия выпускала только документальные, научно-популярные и учебные фильмы. В 1950 году научно-популярный фильм «Соперники» (реж. Я. Задорожный) был удостоен Сталинской премии.

Совкино

Всероссийское фотокинопромышленное акционерное общество «Советское кино» («Совкино́») — советская фотокинематографическая государственная организация и кинокомпания, учреждённая постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 13 июня 1924 года. С момента создания «Совкино» получило права на импорт, производство и монопольное право на прокат фильмов на территории РСФСР, в его подчинении находилось четыре кинофабрики и двадцать два производственных отделения.

«Совкино» входило в систему Наркомпроса РСФСР и просуществовало до июня 1930 года.

История

Разговоры об объединении велись задолго на разных уровнях всеми участниками кинорынка страны.

В декабре 1923 года руководителями союзных Наркомпросов было решено провести всесоюзное киносовещание, которое состоялось в конце марта 1924 года. На нём была принята резолюция о необходимости сохранения монополии проката и акционировании киноотрасли в масштабах всего СССР. Майский съезд РКП (б) поручил В. Манцеву, А. Лежаве и Л. Красину выработать проект создания акционерного общества «Советское кино» в пределах РСФСР. И к декабрю 1924 года «Совкино» объединило все существовавшие тогда в республике государственные киноорганизации, тем самым обеспечив возможности для вытеснения из кинопроката частного капитала.

Устав акционерного общества «Совкино» был подготовлен организационным бюро под председательством Л. Красина. На первом собрании акционеров «Совкино» 3 февраля 1925 года одним из членов правления был избран Михаил Ефремов, директор «Севзапкино», председателем — К. Шведчиков, заместителем — И. Трайнин (по другим сведениям назначение К. Шведчикова состоялось в конце 1924 года). На первых порах «Совкино» приходилось конкурировать с другими кинопредприятиями, но вскоре были получены монопольные права на весь кинорынок в пределах РСФСР: в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 4 июня 1926 года кинопредприятия «Совкино», «Госкино» и «Севзапкино» были объединены в акционерное общество «Совкино».

«Совкино» наделялось широкими полномочиями для исключения внутренней конкуренции между государственными кинокомпаниями, объединения усилий государственных организаций в области производства кинофильмов, а также усиления государственной идеологии в киноиндустрии. «Совкино» имело полномочия по осуществлению предварительной цензуры сценариев и монопольное прав на ввоз в страну кинокартин иностранного производства.

Помимо Наркомпроса РСФСР учредителями общества «Совкино» были Наркомвнешторг СССР, ВСНХ РСФСР, Московский и Ленинградский губернские исполнительные комитеты. Акции акционерного общества «Совкино» распределялись следующим образом: на долю ВСНХ выделялось 15 %, на долю Наркомвнешторга — 30 %, на долю Наркомпроса, Ленинградского и Московского губисполкомов совместно — 55 % от общего числа акций. Таким образом, «Совкино» было государственной кинокомпанией и государственным органом управления кинопромышленности одновременно. На балансе «Совкино» были фабрики по производству художественных, хроникальных и просветительских фильмов, предприятия по производству кинофотоматериалов и аппаратуры, кинотеатры и передвижные киноустановки, фотоателье.

После ликвидации «Совкино» принадлежавшие ему московские и ленинградские мощности были переданы на балансы Первой государственной кинофабрики (впоследствии «Мосфильм») и фабрики «Союзкино» (впоследствии «Ленфильм»).

Совкино

Всероссийское фотокинопромышленное акционерное общество «Советское кино» («Совкино́») — советская фотокинематографическая государственная организация и кинокомпания, учреждённая постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 13 июня 1924 года. С момента создания «Совкино» получило права на импорт, производство и монопольное право на прокат фильмов на территории РСФСР, в его подчинении находилось четыре кинофабрики и двадцать два производственных отделения.

«Совкино» входило в систему Наркомпроса РСФСР и просуществовало до июня 1930 года.

История

Разговоры об объединении велись задолго на разных уровнях всеми участниками кинорынка страны.

В декабре 1923 года руководителями союзных Наркомпросов было решено провести всесоюзное киносовещание, которое состоялось в конце марта 1924 года. На нём была принята резолюция о необходимости сохранения монополии проката и акционировании киноотрасли в масштабах всего СССР. Майский съезд РКП (б) поручил В. Манцеву, А. Лежаве и Л. Красину выработать проект создания акционерного общества «Советское кино» в пределах РСФСР. И к декабрю 1924 года «Совкино» объединило все существовавшие тогда в республике государственные киноорганизации, тем самым обеспечив возможности для вытеснения из кинопроката частного капитала.

Устав акционерного общества «Совкино» был подготовлен организационным бюро под председательством Л. Красина. На первом собрании акционеров «Совкино» 3 февраля 1925 года одним из членов правления был избран Михаил Ефремов, директор «Севзапкино», председателем — К. Шведчиков, заместителем — И. Трайнин (по другим сведениям назначение К. Шведчикова состоялось в конце 1924 года). На первых порах «Совкино» приходилось конкурировать с другими кинопредприятиями, но вскоре были получены монопольные права на весь кинорынок в пределах РСФСР: в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 4 июня 1926 года кинопредприятия «Совкино», «Госкино» и «Севзапкино» были объединены в акционерное общество «Совкино».

«Совкино» наделялось широкими полномочиями для исключения внутренней конкуренции между государственными кинокомпаниями, объединения усилий государственных организаций в области производства кинофильмов, а также усиления государственной идеологии в киноиндустрии. «Совкино» имело полномочия по осуществлению предварительной цензуры сценариев и монопольное прав на ввоз в страну кинокартин иностранного производства.

Помимо Наркомпроса РСФСР учредителями общества «Совкино» были Наркомвнешторг СССР, ВСНХ РСФСР, Московский и Ленинградский губернские исполнительные комитеты. Акции акционерного общества «Совкино» распределялись следующим образом: на долю ВСНХ выделялось 15 %, на долю Наркомвнешторга — 30 %, на долю Наркомпроса, Ленинградского и Московского губисполкомов совместно — 55 % от общего числа акций. Таким образом, «Совкино» было государственной кинокомпанией и государственным органом управления кинопромышленности одновременно. На балансе «Совкино» были фабрики по производству художественных, хроникальных и просветительских фильмов, предприятия по производству кинофотоматериалов и аппаратуры, кинотеатры и передвижные киноустановки, фотоателье.

После ликвидации «Совкино» принадлежавшие ему московские и ленинградские мощности были переданы на балансы Первой государственной кинофабрики (впоследствии «Мосфильм») и фабрики «Союзкино» (впоследствии «Ленфильм»).

Союздетфильм

«Союздетфильм» — советская киностудия детских и юношеских художественных фильмов, организованная в 1936 году в Москве на базе киностудии «Межрабпомфильм». В 1948 году была переименована в Киностудию имени М. Горького.

История

Ещё в 1930 году было выдвинуто предложение организовать студию детских фильмов. Его сочли преждевременным. В 1936 году на экраны страны выходят первые картины с маркой «Союздетфильма» — «Ай-Гуль» и «Трое с одной улицы».

В 1941—1943 годах киностудия была временно эвакуирована в Сталинабад.

После войны встал вопрос о том, чтобы сделать «Союздетфильм» филиалом «Мосфильма». Но режиссёр Марк Донской отправился к Ворошилову: «Эмблема «Союздетфильма» получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Нигде в мире нет студии детского кино, а у нас есть. Неужели же вы её закроете?» Ворошилов проникся и пошёл уговаривать Сталина. Тот ответил: «Ну, раз там знаменитая трилогия была снята, то давайте присвоим студии имя Горького и оставим её в покое». Так в 1948 году «Союздетфильм» стал Киностудией имени М. Горького.

Союзмультфильм

«Союзмультфи́льм» — советская и российская государственная киностудия по производству мультипликационных фильмов. Создана в Москве 10 июня 1936 года и является крупнейшей киностудией анимационных фильмов. За время существования студии создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград.

История

Первые годы (1936—1941)

Киностудия создана 10 июня 1936 года под названием «Союздетмультфильм» вследствие объединения мелких коллективов «Совкино», «Межрабпомфильма» (Частично «Межрабпомфильм» был переделан в Киностудию «Союздетфильм», сейчас — «Киностудия им. Горького») и «Мосфильма». Приказ о создании киностудии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР, но считается, что решение о её создании исходило лично от И. В. Сталина.

Для студии были выделены помещения закрытых советской властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения, «что на Песках»[3], в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращён Русской православной церкви, а храм на улице Долгоруковской возвращён государству и Русской православной церкви в октябре 2017 года. В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов, Пантелеймон Сазонов, Владимир Полковников, Леонид Амальрик и другие.

20 августа 1937 года киностудию переименовали в «Союзмультфильм».

Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы Владимира Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?»).

С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы (но также делает и их чёрно-белые версии). С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) — натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой. В 1939—1941 годах на студии создаются фильмы, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» мирового кинематографа: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» Владимира Сутеева и другие.

В 1940 году происходит смена приоритетов с количественных показателей на качество выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторов и штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы за историю «Союзмультфильма» набирались не менее четырнадцати раз).

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945)

В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы киностудии были переключены на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд Красной армии.

В октябре 1941 года началась эвакуация части студии в город Самарканд (Узбекская ССР), туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры-ленфильмовцы Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко, вошедшие в штат студии. В 1943 году «Союзмультфильм» вернулся в Москву.

В годы войны, по причине отсутствия материалов, тяжёлых условий работы и кадрового дефицита, производство мультфильмов значительно сократилось. Фильмов вышло мало, но они известны до сих пор: «Ёлка» (1942) Петра Носова и Михаила Цехановского, «Лиса, заяц и петух» (1942) Ольги Ходатаевой, «Краденое солнце» (1944) Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» (1943) и «Синдбад-мореход» (1944) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, «Орёл и крот» (1944) Пантелеймона Сазонова и Ламиса Бредиса, «Телефон» (1944) Михаила Цехановского.

После войны

С 1946 года киностудия разместилась в бывшей церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе, перестроенной под музей атеизма. Как отмечал телеканал «Культура»: «Первый юбилей отметили новосельем на Каляевской, ныне Долгоруковской улице. Тогда, в сорок шестом, начался расцвет „Союзмульфильма“. Обновлённая студия привлекала лучших из лучших выпускников ВГИКа: Винокурова, Никитина, Шварцмана. Почти каждая лента была хитом. Мультфильмы предназначались и взрослым, и детям».

В послевоенное время идеологические кампании 1946—1953 годов, в том числе «борьба с диснеевщиной», покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» советского детского мультфильма. Среди режиссёров и мультипликаторов студии появляются новые лица (Лев Атаманов, Иван Аксенчук и др.)

Наиболее запомнившиеся работы «Союзмультфильма» второй половины 1940-х годов: полнометражный рисованный фильм «Конёк-Горбунок» (1947) Ивана Иванова-Вано, картины «Пропавшая грамота» (1945) и «Федя Зайцев» (1948) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, фильм «Серая шейка» (1948) Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, цветная версия довоенного фильма «Квартет» (1947) Александра Иванова, лента Михаила Цехановского «Цветик-семицветик» (1948).

В 1947 году на VIII кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм». Это первая международная награда студии.

В первой половине 1950-х годов студия выпускает популярные детские фильмы, многие из которых основаны на применении «эклера». Среди наиболее ярких работ этого периода: «Каштанка» М. Цехановского, «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа» Л. Атаманова, «Снегурочка» И. Иванова-Вано, «Непослушный котёнок» М. Пащенко, «Волшебный магазин» Л. Амальрика и В. Полковникова, «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники» М. Пащенко и многие другие. Тогда же на студии создаётся мастерская по выпуску кукольных мультфильмов, которую возглавляет Роман Гуров, до войны работавший на «Мосфильме».

С 1955 года режиссёры и художники-мультипликаторы студии постепенно отходят от строгих натуралистических решений, начинаются поиски более условных форм, активно развивается сатирический жанр. Лев Атаманов реализует первый опыт закрепления за конкретным мультипликатором роли определённого персонажа (в фильме «Снежная королева» Оле-Лукойе «сыгран» Фёдором Хитруком).

Среди наиболее известных работ студии 1955—1959 годов — полнометражные фильмы: «Заколдованный мальчик» В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой и «Снежная королева» Л. Атаманова, картины «В некотором царстве…» И. Иванова-Вано, «Ореховый прутик» И. Аксенчука, «Необыкновенный матч» М. Пащенко и Б. Дёжкина, «Кораблик» и «Кошкин дом» Л. Амальрика, «В яранге горит огонь» О. Ходатаевой, «Остров ошибок» сестёр Брумберг, «Петя и Красная Шапочка» и «Приключения Мурзилки» Е. Райковского и Б. Степанцева, «Чудесница» А. Иванова.

В то же самое время студия осваивает новый род деятельности — дубляж иностранных фильмов и мультфильмов, которым занимается вплоть до начала 90-х. Наиболее известные режиссёры дубляжа на «Союзмультфильме» — Георгий Калитиевский, Майя Мирошкина, Алла Гончарова.

Шестидесятые

В начале 1960-х годов, в годы «хрущёвской оттепели», резко увеличивается выпуск сатирических мультфильмов. Сначала это происходит за счёт сокращения производства детских фильмов, но вскоре принимается решение увеличить общие объёмы выпускаемой продукции.

Рубеж 1950—1960-х годов на «Союзмультфильме» ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 году совершенно изменили «лицо» студии. В этот период сняты картины: «Козлёнок» Р. Давыдова, «Ключ» Л. Атаманова, «Большие неприятности» сестёр Брумберг, «Две сказки» Л. Амальрика, «Дикие лебеди» М. и В. Цехановских, «История одного преступления» Ф. Хитрука, «Мир дому твоему» В. Никитина и И. Николаева, «Баня» А. Карановича и С. Юткевича и другие.

С 1960-х годов непрерывно расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В коллективе Фёдора Хитрука был введён «бригадный метод» — прикрепление к съёмочной группе художников-мультипликаторов ещё в процессе подготовительного периода. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы («Летающий пролетарий» И. Иванова-Вано и И. Боярского).

Известные работы «Союзмультфильма» 1960-х годов — «Левша» И. Иванова-Вано, «Скамейка» и «Балерина на корабле» Л. Атаманова, «Дюймовочка» и «Про бегемота, который боялся прививок» Л. Амальрика, «Тараканище» и «Кот-рыболов» В. Полковникова, «Акционеры» Р. Давыдова, «Чиполлино» и «Снежные дорожки» Б. Дёжкина, «Вовка в Тридевятом царстве» и «Окно» Б. Степанцева, «Кот в сапогах» сестёр Брумберг, «Русалочка» И. Аксенчука, «Паровозик из Ромашкова» В. Дегтярёва, «Баранкин, будь человеком!», «Дочь Солнца» и «Рикки-Тикки-Тави» А. Снежко-Блоцкой, «Будильник» и «Бабушкин зонтик» Л. Мильчина, «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Человек в рамке» и «Фильм фильм фильм» Ф. Хитрука, «Межа» В. Котёночкина, «Шпионские страсти» Е. Гамбурга, «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» А. Хржановского, «Песенка мышонка» Ю. Прыткова и другие.

Среди известных фильмов кукольного объединения 1960-х годов — «Варежка» Р. Качанова, «Кто сказал мяу?» и «Козлёнок, который считал до десяти» В. Дегтярёва. В эти годы в режиссуру приходят Вадим Курчевский («Мой зелёный крокодил», «Легенда о Григе», «Франтишек»), Николай Серебряков («Я жду птенца», «Не в шляпе счастье», «Клубок»), Михаил Каменецкий и Иван Уфимцев («Чьи в лесу шишки?»).

Постоянные персонажи серийных фильмов 1960—1980-х годов становятся любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р. Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б. Степанцева, «Умка» В. Пекаря и В. Попова, «Ну, погоди!» В. Котёночкина, «Бременские музыканты» И. Ковалевской, «Винни Пух» Ф. Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р. Качанова и другие.

1970-е

В 1970—1980 годы «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе. По состоянию на начало 1980-х годов картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей, на студии работает около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает одну тысячу.

Ярким явлением в этот период стал мультипликационный сборник «Весёлая карусель», организованный группой мультипликаторов: А. Петровым, Г. Бариновой, Г. Сокольским, Л. Носыревым и В. Угаровым. В нём дебютировало большинство молодых режиссёров студии.

Продолжают работать признанные мастера рисованного кино: Лев Атаманов («Пони бегает по кругу», цикл «Котёнок по имени Гав»), Борис Степанцев («Щелкунчик»), Лев Мильчин («Стойкий оловянный солдатик»), Владимир Попов («Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино»). Активно заявляет о себе новое поколение режиссёров: Валентин Караваев («Дед Мороз и лето», «Премудрый пескарь»), Геннадий Сокольский («Птичка Тари», «Замок лгунов»), Валерий Угаров («Шкатулка с секретом», цикл «На задней парте», «Халиф-аист»), Галина Баринова («Страшная история»). Анатолий Петров разрабатывает собственную технологию получения движущегося рисованного «объёмного» изображения — так называемую «фотографику» («И мама меня простит», «Полигон»).

Другие мастера кукольного объединения по-прежнему уделяют основное внимание детской аудитории: М. Каменецкий — «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И. Уфимцев — цикл «38 попугаев», В. Дегтярёв — «Как ослик счастье искал», «Новогодняя сказка».

Юрий Норштейн разрабатывает новое технологическое направление — «многоярусную перекладку» и внедряет вместе с оператором А. Б. Жуковским ряд новаторских приёмов. Его фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» получают мировое признание.

К началу 1980-х годов зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров («Жил-был пёс», «Путешествие муравья») и Гарри Бардин, экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами («Конфликт», «Брэк!», «Банкет», «Брак», «Выкрутасы»).

Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: «Шинель» Юрия Норштейна, «Геракл у Адмета» А. Петрова и другие. Также в конце 1970-х годов «Союзмультфильм» выпускает серию разных мультфильмов на спортивную тематику к московской Олимпиаде 1980 года.

Как отмечала Юлиана Слащёва: «Последние коммерчески успешные проекты были произведены на студии в 1984 году. Вообще, этот год был очень плодотворным для студии: успешный эпизод про попугая Кешу, тогда же вышел замечательный фильм Иванова-Вано „Сказка о царе Салтане“. После этого — ничего из того, что мы сегодня называем популярной анимацией и что было бы способно завоевать сердца семейной аудитории, стать успешным и зарабатывать для студии деньги»[5].

В годы перестройки

С первых лет «перестройки» ставится вопрос о реорганизации работы киностудии. В апреле 1988 года внутри «Союзмультфильма» были сформированы пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. А. Хржановский), «Комикс» (худ. рук. В. Тарасов), «Традиция» (худ. рук. А. Петров), «Детский фильм» (худ. рук. В. Котёночкин), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. В. Курчевский), а также автономная мастерская Юрия Норштейна. Однако, эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов.

Среди лучших фильмов, снятых на студии в 1984—1990 годах: «Мартынко» Э. Назарова, «Возвращение блудного попугая» В. Караваева, «Серый волк энд Красная Шапочка» Г. Бардина, «Пейзаж с можжевельником» А. Хржановского, «Машенька» С. Олифиренко, «Теремок» С. Косицына, «Подружка» и «Притча о мыши» Е. Гаврилко, «Кот и К°» А. Гурьева, «Нити» И. Максимова, «Медвежуть» А. Туркуса, А. Шелманова, В. Кафанова, «Про любовь и муху» А. Ушакова, «Влюбчивая ворона» М. Муат.

К концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов — кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. С возникновением кооперативного движения, просочившегося также и в кинематограф и положившего начало частному независимому кинопроизводству, «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, немало мастеров и рядовых сотрудников покидают студию.

В 1989 году «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года.

Упадок в 1990-е — 2000-е годы

В 1991 году студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение. В 1990-е годы «Союзмультфильм» работает и как производственная база для независимых частных студий («Кристмас Филмз», «Аргус Интернейшнл», Школа-студия «ШАР», «Ренешанс», «Студия 13», «Крис», «Полинкевич» и другие).

В 1993 году законодательно закрепляется право киностудий на использование прав произведённых ими фильмов. В этом же году директором студии становится 24-летний Сергей Скулябин. С 1996 года начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 году Скулябина увольняют, но в августе этого же года он с помощью сотрудников ЧОПа осуществляет рейдерский захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме борьбы. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование. Творческий коллектив студии практически разваливается.

Как вспоминал Акоп Киракосян: «По неопытности приняли на работу в качестве директора Сергея Анатольевича Скулябина, который оказался просто преступником — он потом сбежал в Америку. У него была одна задача — обанкротить предприятие и ликвидировать его. Раз студии нет, значит, и нет расходной части, а доходы всё время капают в карман с продаж старой коллекции. К счастью, мы вовремя опомнились, нас поддержал академик Лихачёв, и нам удалось отбить у бандитов „Союзмультфильм“. Его снова сделали государственным. Но пока велась эта война, предприятие разорвали на кусочки. Разбежались люди, а кадры — это главное в мультипликации».

30 июня 1999 года государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“». В её ведение отдаются помещение, производственная база и права на коллекцию фильмов. В 2004 году принято решение об образовании ФГУП «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“», занимающегося правами на коллекцию фильмов, и ФГУП ТПО «Киностудия „Союзмультфильм“», где сосредоточено кинопроизводство. В 2010 году Эдуард Назаров, описывая царившую на «Союзмульфильме» разруху, в том числе сказал: «„Союзмультфильм“ развалился, вместо него, заполнив всё пространство, возник ФГУП фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“, коммерческое предприятие, но государственное при этом. Фильмы там не делаются, только зарабатываются деньги куда-то там для себя, я полагаю. Там даже разрушили самое лучшее в Европе тон-ателье. Оно находилось в старом здании церкви. Там были полутораметровые стены, тишина совершенно идеальная. Теперь там кабинет начальника ФГУП».

Постепенно происходит техническое переоснащение студии. Начинается работа над полнометражным кукольным фильмом Станислава Соколова «Гофманиада» (в 2010 году окончена первая часть картины — «Вероника», премьера фильма ожидается в начале 2024 года).

В 2008—2009 годах «Фильмофонд» преобразуется в «Объединённую государственную киноколлекцию» (ОГК). К этому времени ТПО «Союзмультфильм» находится на грани разорения и банкротства.

Безраздельное владение ОГК правами на персонажи, низкие авторские отчисления, непрозрачность их расчётов и плачевное положение студии вызывают возмущение бывших сотрудников «Союзмультфильма», выразившееся в ряде открытых писем Президенту Российской Федерации.

9 июня 2011 года, накануне 75-летия киностудии, российские мультипликаторы — Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров — опубликовали в «Новой газете» открытое письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, в котором констатировали: «Студии почти не существует. Есть коробка с коридорами и комнатами и просмотровым залом. В студии могильная тишина, иногда появляются съёмочные киногруппы, которым начальство сдаёт некие площади» и призвали российские власти сделать государственную студию мультипликационных фильмов национальным проектом и выделить необходимое финансирование.

28 июня 2011 года Владимир Путин на встрече с режиссёрами-мультипликаторами принимает решение об упразднении ОГК и передачи коллекции в ведение ТПО[9]. С этого момента киностудия начинает понемногу оправляться от двадцатилетнего кризиса.

Возрождение и переезд в новые помещения

В 2013 году запустилось производство короткометражной анимации для детей, вышли новые выпуски мультсборника «Весёлая карусель», сценарий для которых мог написать любой желающий. В том же году стало известно, что Союзмультфильм переедет в новые помещения на улице академика Королёва.

На обновлённой студии был снят кукольный мультфильм режиссёра Сергея Струсовского «Привередливая мышка» (2013), который получил немало наград, в том числе и международных. Также выпустили мультфильм режиссёра Дмитрия Высоцкого «Пык-пык-пык» (2014), поучаствовавший в различных фестивалях и получивший большое количество наград. Идут съёмки полнометражного мультфильма «Суворов» о подвигах великого русского полководца Александра Суворова.

В сентябре 2017 года завершился переезд киностудии с Долгоруковской улицы в отремонтированное здание в районе Останкино. При этом, как отметила председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, киностудия по сути начала с чистого листа, хоть и сохранила права на свой золотой фонд и всё ещё ассоциируется с плеядой имён знаменитых аниматоров: «Когда я впервые приехала в старое здание студии на Долгоруковской улице, производства там просто не было. Да, собственно говоря, как не было и творческой команды. Весь её состав был расписан на листке формата А 4. Большую часть занимало подробное описание административной части: бухгалтер, инженер, помощник бухгалтера и так далее. Только одна колонка отведена была под „Творческо-производственный отдел“ из 12 человек, и было совершенно не понять, кто там есть кто».

Новые помещения оборудованы с учётом современных технологий и традиционных методов анимационного производства. В производство запущены 7 сериалов: «Простоквашино», «Богатырята», «Пиратская школа», «Оранжевая корова», «Капитан Кракен и его команда», «Зебра в клеточку», «Пластилинки. Циферки» для разных возрастных групп и 15 короткометражных фильмов. В программе развития киностудии до конца 2017 года — организация выставки уникальных кукольных персонажей и декораций полнометражного фильма «Гофманиада», открытие Музея и Детского интерактивного центра.

28 мая 2024 года «Союзмультфильм» создал одноимённый YouTube-канал. Туда загружаются не только ранее выпущенные картины, включая «Простоквашино», но и все короткометражные мультфильмы, выпущенные за последние десять лет (с 2007 по 2024).

9 августа 2024 года стало известно о том, что киностудия совместно со «Сбербанком» планирует создать совместное предприятие, в котором финансовый конгломерат получит 80 % акций ООО «Союзмультфильм» у одноимённого ФГУПа и вложит инвестиции, а организация перенесёт в создаваемый кластер ряд лицензий на персонажей из коллекции выпущенных фильмов на условиях роялти. При этом предполагается, что в него могут войти мультимедийные компании, мультипликационные студии, а также агрегатор детско-семейного контента.

С позапрошлого года, специалисты киностудии «Союзмультфильм» начали восстанавливать качество советских мультфильмов для их дальнейшего показа в кинотеатрах. Восстановительные работы были необходимы, поскольку современные экраны, которые поддерживают высокое разрешение, проявляют самые минимальные погрешности изображения. Сотрудники киностудии восстанавливали картины вручную. Оригинальную пленку оцифровали, после чего каждый кадр мультфильма был очищен от целлулоидной пыли, царапин и порывов. При этом каждого персонажа отделяли от общего фона для раздельной очистки и восстановления всех элементов кадра. Кроме того, специалисты скорректировали цвет фильмов и восстановили оригинальный звук.

Эмблемы киностудии

Со времени создания киностудии «Союзмультфильм» в 1936 году её эмблемой было изображение отрезка киноплёнки, намотанного на карандаш. Оформленная в виде рисованной заставки, которая показывалась в различных вариациях, она употреблялась непоследовательно (чаще всего игнорировалась), периодически менялась внешне и с течением лет была забыта (её можно увидеть, например, в первом выпуске мультфильма «Ну, погоди!»).

В послевоенный период единой официальной эмблемы у студии уже больше не было. В 1960-е и 1970-е годы ведущие режиссёры пытались использовать свои индивидуальные символы: так, фильмы сестёр Брумберг открывались изображением рисованного человечка из фильма «Федя Зайцев» и других. Чаще всего употреблялось простое написание названия «Союзмультфильм» в одну или в три строки.

С конца 1970-х до начала 1990-х годов эмблемой киностудии был кукольный персонаж Чебурашка серии мультфильмов режиссёра Романа Качанова: «Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идёт в школу» (1983). Этот же персонаж до конца 2010-х годов был также изображён на вывеске самой киностудии.

В 1992 году мультипликатор Леонид Каюков создал новую эмблему, имевшую цвета российского флага (он использовал её в своём мультфильме «Чинк»). Однако она не прижилась и в настоящее время снова используется эмблема с Чебурашкой, которая обычно публикуется на обложках видеоносителей, в частности, киновидеообъединения «Крупный план».

Также в качестве символа использовалась простая надпись названия студии в одну строку, исполненная художественным шрифтом, близким к работам художника Евгения Мигунова. В таком виде она фигурировала в фильмах «Непьющий воробей», «Знакомые картинки», «Ну, погоди!» и других.

Таллинфильм

«Таллинфильм» (эст. Tallinnfilm) — до 1991 года советская, а после восстановления независимости Эстонии — эстонская киностудия художественных, документальных и анимационных фильмов. Упразднена в 2001 году.

История киностудии

Киностудия была организована в Таллине после присоединения Эстонии к СССР на базе национализированной в 1940 году киностудии «Ээсти культуурфильм» первоначально как студия хроникальных и документальных фильмов. С 1941 года — Эстонская студия кинохроники.

В годы Второй мировой войны не функционировала, хроника выпускалась на «Ленфильме» и «Мосфильме».

В 1944 году студия возобновила деятельность, с 1947 года стала называться Таллинская киностудия.

С 1954 года начала выпуск художественных фильмов. Название «Таллинфильм» было получено в 1963 году. Ставились также мультипликационные и научно-популярные фильмы. В 1994 году студия получила статус государственного акционерного общества. В 1997 году владельцем акций и зданий киностудии стало созданное в том же году «Целевое учреждение Эстонского Кино» (Eesti Filmi Sihtasutus). В 2001 году киностудия была упразднена. В своей статье «Реквием», рассказывающей о последнем дне существования киностудии, Семён Школьников, отработавший на «Таллинфильме» 46 лет, грустно заключил: «„Кина“ здесь больше не будет. Никогда не будет».[1] Однако, кино всё же «будет». Но не совсем «то». Созданное в 2011 году ООО под названием «Таллинфильм» занимается управлением кинотеатром «Artis» в таллинском торгово-развлекательном центре «Solaris».

С 2011 года права на фильмы, произведённые бывшей киностудией «Таллинфильм», принадлежат Институту Эстонского Фильма (Eesti Filmi Instituut).

Директора́ киностудии

19.03.1945–31.12.1946 — Владимир Парвель, и.о. директора

1.01–1947–30.09.1948 — Эдуард Костаби (Eduard Kostabi)

1.10.1948–24.10.1948 — Аркадий Песегов, заместитель директора (Arkadi Pessegov)

25.10.1948–30.04.1976 — Николай Данилович (Nikolai Danilovitš)

1.05.1976–6.05.1980 — Кальо Выза (Kaljo Võsa)

17.05.1980–19.12.1983 — Андрес Арновер (Andres Arnover)

20.01.1984–28.02.1989 — Энн Реккор (Enn Rekkor)

1.03.1989–18.04.1989 — Мадис Трамберг (Madis Tramberg)

19.04.1989–31.03.1994 — Юрий Шкубель (Jüri Škubel)

4.04.1994–25.06.1996 — Тойво Томсон (Toivo Tomson)

26.06.1996–31.12.1997 — Юри Таллинн (Jüri Tallinn)

1997–2001 — Хиллар Паркья (Hillar Parkja)

Узбекфильм

«Узбекфи́льм» — киностудия, создана в Ташкенте в 1925.

1908 год стал годом рождения узбекского кино. В 1924 году было организовано русско-бухарское товарищество «Бухкино». Уже в следующем году, в 1925, организован трест «Узбекгоскино» и открыта кинофабрика «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока»), с 1936 — «Узбекфильм», в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 — «Ташкентская киностудия», с 1958 вновь «Узбекфильм». В 1979 году киностудии было присвоено имя Камиля Ярматова.

История узбекского художественного кино начинается с 1925 года, когда была создана киностудия «Шарк юлдузи».

Становление

Основателем узбекского кино считается Худайберген Деванов (1879—1940) — первый узбекский фотограф и кинооператор. Х. Деванов сумел стать первым фотографом, а затем и кинооператором Хивинского ханства. В составе хорезмийской делегации отправившейся в 1908 году в Санкт-Петербург был и Худайберген Деванов. В столице Российской империи Х. Диванов изучал тонкости фотографического дела у признанных профессионалов. Его оставили на два месяца для стажировки после завершения работы хивинской дипломатической миссии. Х. Диванов привез на родину различные фото-и кинопринадлежности, в том числе кинокамеру марки «ПАТЭ» № 593, что позволило ему самостоятельно снять первый узбекский документальный киносюжет о выезде на фаэтоне в 1910 г. хивинского хана Асфандияра. Сохранились также его первые киноленты «Памятники архитектуры нашего края» (114 метров, 1913 г.), «Виды Туркестана» (100 метров, 1916 г.) и др..

1908 год стал годом рождения узбекского кино. Худайберген Деванов снимал на камеру исторические достопримечательности, минареты, мечети и многое другое. Благодаря его работе жители других стран впервые познакомились с древней самобытной культурой Хорезма.

Основателем и первым директором Узбекгоскино был Умар Мукимов, снявший совместно с тогда ещё совсем небольшой съемочной группой первые два немых фильма, один из которых назывался «Мусульманка».

У его истоков узбекского кино стояли кинематографисты Н. Ганиев, С. Ходжаев, Ю. Агзамов, М.Каюмов, М. Доронин, О. Фрелих, В. Добржанский, А. Дори, из актеров Эргаш Хамраев, Рахим Пирмухамедов, Лютфи Сарымсакова. Режиссер Наби Ганиев один из первых в узбекской кинематографии снял на профессиональном уровне такие фильмы, как «Подъем» (1931), «Рамазан» (1933), «Джигит» (1935), где главную роль в них сыграл один из талантливейших артистов Эргаш Хамраев.

Фильмы этого десятилетия также были «Вторая жена», «Перед рассветом», «Шакалы Равата» которые поведали о важнейших для узбекского народа событиях того времени. Фильм Сулеймана Ходжаева «Перед рассветом» (1933) — о восстании 1916 года — ни разу нигде не был показан. Фильм «Клятва» (1936) стал первой звуковой картиной, снятой на киностудии.

Укртелефильм

Укртелефильм (укр. Укртелефільм) — советская республиканская, а с 1991 года украинская студия телевизионных фильмов.

История

Создана 1 января 1965 года в структуре Гостелерадио УССР. Снимала фильмы в том числе и художественный как на украинском, так и на русском языке для последующего показа по 1-й программе Центрального телевидения (могли также указываться под заголовком «Украинская студия телевизионных фильмов»). За время существования на «Укртелефильме» создано около трёх тысяч фильмов разных жанров, в том числе более 1200 документальных и более 200 — художественных фильмов, фильмов-спектаклей и почти 1,5 тысячи музыкальных кинолент с участием корифеев украинской сцены. «Укртелефильм» — одна из немногих студий, которая почти в полном объёме фиксировала «живых» национальных поэтов и писателей, которые перед камерой читали свои лучшие произведения, композиторов, музыкантов и вокалистов мирового уровня, исполнявших как свои произведения, так и шедевры украинской и мировой классики.

В 1995 году в ходе раздела Государственной телерадиокомпании Украины (создана в 1991 году вместо Гостелерадио УССР) на НТКУ и НРКУ стала отдельным государственным предприятием. В июле 2015 года сотрудниками телерадиокомпании «Крым» была обнаружена информация на сайте Госкомтелерадио Украины о том, что на базе «Укртелефильма» планируется возобновление вещания ГТРК «Крым» в качестве украинского СМИ с привлечением оборудования областных телерадиокомпаний Донецкой и Луганской областей, попавшего под контроль ДНР и ЛНР. 22 июля 2015 года сюжет был показан в эфире телеканала «Первый Крымский».

Центрнаучфильм

Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов — «Центрнаучфи́льм» — советская и российская киностудия научно-популярных и учебных фильмов (г. Москва).

ЦНФ — студия полного цикла, работавшая над фильмами со сценарной заявки до кинотеатрального, видео-и телевизионного проката. Документальные картины об истории России, науке, оборонных технологиях, архитектуре, религии, многонациональных обычаях СССР. Циклы о секретах редких профессий, народных промыслах, научно-популярные ленты о природе и путешествиях, биографические очерки и любимый многими поколениями видеожурнал «Хочу всё знать», ежегодно пополнявшийся новыми занимательными сериями — визитные карточки студии.

В 70-х годах вместе с периодическими киножурналами студия выпускала свыше 300 фильмов в год. Всего за время существования студией выпущено более 10 тысяч научно-популярных, учебных, рекламных и художественных фильмов. Именно здесь впервые в СССР были сняты звуковые, широкоформатные, панорамные и полиэкранные фильмы, продолжено развитие макро-и микросъёмки, созданы уникальные методики специальных съёмок.

В коллекции ЦНФ и игровые ленты с именитыми актёрами, и анимационные в самых разных техниках (включая живопись маслом по стеклу, классический рисунок, перекладку), а также сериалы, создаваемые при помощи компьютерных технологий.

История

Производство познавательных и учебных отечественных фильмов было заложено киномагнатом Александром Ханжонковым в 1911—1916 годах, для чего в принадлежащей ему компании «А. Ханжонков и Ко» был специально создан Научный отдел. Руководитель отдела Иван Озеров разрабатывал методику использования кинофильмов в учебном процессе. Основатель объёмной мультипликации Владислав Старевич во время съёмок фильма «Пьянство и его последствия» соединил в одном кадре актёра с элементами анимации. В фильме «Инфузория» биолог и режиссёр Владимир Лебедев впервые в России осуществил микрокиносъёмку.

В 1920—1930 годы фотокиноотделом Наркомпроса и вскоре сменившим его Госкино делались попытки наладить централизованное производство и систематический выпуск учебных и научно-популярных фильмов. Свою деятельность начали режиссёры Владимир Шнейдеров, Александр Литвинов, Соломон Левит-Гуревич. Наконец, 11 февраля 1933 года Постановлением СНК СССР был образован Всесоюзный государственный трест по производству учебных, научных и технических фильмов «Союзтехфильм» и в его рамках — «Мостехфильм», разместившийся на Лесной улице в павильонах и цехах бывшей студии Дмитрия Харитонова. Студия производила учебные фильмы для вузов и школ, инструктивные фильмы для курсов повышения квалификации, фильмы, пропагандировавшие передовые методы труда[5].

С началом Великой Отечественной войны часть работников «Мостехфильма» ушли на фронт, на студии выпускались учебно-инструктажные фильмы по использованию военной техники в боевых условиях, противовоздушной и противохимической обороне, военно-полевой медицине. Именно тогда студия получила название «Воентехфильм» (1941–1944). В апреле 1944 года студия была награждена Орденом «Красной Звезды».

Следующее десятилетие прошло под маркой «Моснаучфильма» (1945–1966). В эти годы идут съёмки о создании ракетно-космической техники и покорении космоса, появился первый научно-популярный киножурнал для детей «Хочу всё знать» (1957). Вышел первый советский фильм, снятый по технологии панорамного кино — «Широка страна моя» (1958). Фильмы «Остров Ионы» Владимира Шределя и «Звериной тропой» Бориса Долина получили награды на фестивале в Венеции (1947), «„Товарищ“ уходит в море» Альберта Гендельштейна — приз за высокое качество стереозвука на МКФ в Канне (1956). «Пик Победы» (реж. Е. Покровский, В. Пустовалов) отмечен призом на VI Международном кинофестивале в Тренто (1957), а «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» Семёна Райтбурта — на XVIII Международном кинофестивале документальных и научно-популярных фильмов в Венеции (1957). В 1965 году Александр Згуриди получил приз XXVI МФК в Венеции за фильм «Зачарованные острова».

В 1966 году студия вновь поменяла название на «Центрнаучфильм» и переехала по новому адресу — Валдайский проезд, д. 16, став крупнейшим в Европе специализированным предприятием по производству учебных и научно-популярных фильмов с шестью творческо-производственными объединениями[6]. Штат операторов и режиссёров при этом приблизился к ста.

19 января 1983 года состоялось награждение студии Орденом «Знак почёта» — «За высокий вклад в культуру страны».

В 2004 году произошла реорганизация в «Центр национального фильма». Вновь пришедшее руководство расширило специализацию студии: игровое, анимационное, документальное и научно-популярное кино с использованием традиционных и современных цифровых технологий. А также реклама и клипы в трёхмерном компьютерном пространстве при помощи хромакея.

В 2015 году деятельность киностудии «Центр национального фильма» была ликвидирована путём реорганизации в форме присоединения к Киностудии имени М. Горького, в которую она вошла наравне с НИКФИ и «Киностудией „Леннаучфильм“» в качестве обособленного подразделения Киностудии Горького — «Центрнаучфильм». Руководитель обособленного подразделения — Хахутаишвили Амиран Нодариевич.

В 2024 году комплекс бывших зданий киностудии выставлен на торги.

Чувашкино

Чувашкино (чуваш. Чăвашкино; ныне ГУ «Чувашкино») — советская, а позже российская кинокомпания, занимавшаяся производством, закупкой, хранением и прокатом художественных и документальных фильмов.

История

Основана 22 июня 1926 года в Чебоксарах режиссёром, сценаристом, актёром, Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, Народным артистом Чувашской Республики Иоакимом Максимовым-Кошкинским.

За время своего существования студия сняла 6 художественных и десятки документальных фильмов. Первым художественным фильмом был «Волжские бунтари», снятый в 1926 году. Затем студия была преобразована в государственное учреждение.

Экран (творческое объединение)

Творческое объединение «Экран» — творческое объединение под руководством Гостелерадио СССР в 1968—1988 гг. и творческое объединение под руководством РГТРК «Останкино» в 1992—1995 гг., занимавшиеся производством и заказом производства телефильмов всех видов (художественных, документальных, мультипликационных и научно-популярных).

История

Создан 24 февраля 1964 года под названием «Отдел производства фильмов ЦТ». На натурные съёмки в Москве тогда впервые выехали пять кинооператоров. После введения в эксплуатацию Аппаратно-студийного комплекса в Останкино получило 4 студии. В 1968 году «Отдел производства фильмов ЦТ» был упразднён, вместо него было создано творческое объединение «Экран» в составе Гостелерадио СССР. 15 октября 1988 года творческое объединение «Экран» преобразовано в Творческо-производственное объединение «Союзтелефильм» (ТПО «Союзтелефильм»), из состава Главного управления местного телевидения и радиовещания ТПО «Союзтелефильм» был передан Отдел телевизионных фильмов, все прочие студии кроме этого отдела были в рамках ТПО «Союзтелефильм» были объединены в Творческое объединение «Экран». В 1990 году Творческое объединение «Экран» ТПО «Союзтелефильмы» было ликвидировано, студии были подчинены напрямую ТПО «Союзтелефильм», на базе бывшего отдела телевизионных фильмов ГУМТР была создана Студия «Ростелефильм». 13 марта 1992 года в рамках РГТРК «Останкино» для производства телефильмов для последующего показа по 1-му каналу Останкино было создано Творческое объединение «Экран» и ликвидировано ТПО «Союзтелефильм», однако решение о ликвидации «Союзтелефильма» было отменено арбитражным судом, за которым были оставлены функции бывшего «Ростелефильма». 15 мая 1997 года ТПО «Союзтелефильм» было реорганизовано в государственное унитарное предприятие, с 1998 года — дочернее предприятие ВГТРК, с 2006 года — филиал в структуре ВГТРК.

Руководители

Директоры ТО «Экран»

Марлен Хуциев (1968—1970)

Борис Хессин (1970—1987).

Директоры ТПО «Союзтелефильм»

Григорий Тараненко (1988—1997)

Директоры ТО «Экран» РГТРК «Останкино»

Борис Хессин (1992—1996)

Директоры ФГУП «Союзтелефильм»

Григорий Тараненко (1997-2006)

Директоры филиала ФГУП «ВГТРК» «Союзтелефильм»

Григорий Тараненко[30] (с 2006 года)

Заместители директора

Виктор Козловский

Структура

Отдел «Хроника» (позднее Студия «Телекинохроника») — производил хроникальные телефильмы

Студия документальных телефильмов («Ковчег») — производила документальные телефильмы, художественный руководитель — Виктор Лисакович

Студия художественных телефильмов («Сериал») — производила игровые художественные телефильмы и телефильмы-спектакли, художественный руководитель — Леонид Пчёлкин

Студия музыкальных программ — производила телефильмы-концерты и концертные программы, художественный руководитель — Андрей Золотов

Студия детских и юношеских телефильмов («Юнтелефильм») — производила детские и юношеские художественные телефильмы, художественный руководитель — Константин Бромберг

Студия мультипликационных телефильмов («Мульттелефильм») — производила преимущественно короткометражные художественные и сатирические мультипликационные телефильмы, как рисованные, так и кукольные, главный редактор Виктор Козловский (1985—1989)

Студия дублирования зарубежных фильмов (в 1989—1992 гг., позднее Творческое объединение «Дубляж» в составе Студии кинопрограмм, ещё позднее Творческое объединение «Дубляж» Студии литературно-художественных программ) — осуществляла дубляж иноязычных отечественных и иностранных телефильмов, преимущественно художественных

Отдел заказов телефильмов для киностудий СССР (позднее Студия «ТВ Экран») — оформлял заказы на производство телефильмов киностудиями

Студия «Ростелефильм» (с 1990 г., ранее — отдел телевизионных фильмов ГУМТР) — оформляла заказы на производство телефильмов местными государственными телестудиями

Каждая из студий возглавлялась художественным руководителем.

Ялтинская киностудия

Ялтинская киностудия — крымская киностудия, расположенная в Ялте.

Была основана в 1917 году российской кинофабрикой «Ханжонков и Ко» как киносъёмочная база. В 1919 была преобразована в Ялтинскую кинофабрику и национализирована.

Имущество киностудии распределено между двумя основными объектами. Первый находится на улице Севастопольской, где в 1917 году было открыто киноателье кинопромышленника Ермольева. Этот объект сейчас находится в ведении государственного унитарного предприятия Республики Крым «Киностудия Ялта-фильм». Более новая студийная площадка, на улице Мухиной, специально создавалась как южная база советской кинематографии: площадь около 12 гектаров, площадки для декораций, бассейн для морских комбинированных съёмок. Этот большой объект находится в общем ведении Министерства культуры Республики Крым, но за конкретным юридическим лицом пока не закреплён.

История

Первую киносъёмку в Крыму ещё в ноябре 1898 года осуществил Болеслав Матушевский — запечатлел в Ливадии императорскую семью на отдыхе. Первым большим крымским фильмом стала хроникальная лента «Панорама Ялты», снятая в январе 1908 года фирмой «Бр. Патэ». В 1911 году Александр Ханжонков снимает в Ялте фильм «Оборона Севастополя».

В 1917 году Акционерное общество «Ханжонков и Ко» открыло киносъёмочную базу в Ялте (товарищество «Селиванов и Бухштаб»). Своё ателье открыл в Ялте и И. Н. Ермольев.

Советский период

22 мая 1919 года по декрету, подписанному Ялтинским военно-революционным комитетом, киноателье Ханжонкова и Ермольева были национализированы, однако, учитывая кратковременность Советской власти в Крыму, фактически эти ателье продолжали самостоятельную работу в 1919—1920.

Единая государственная Ялтинская кинофабрика была воссоздана в 1922 году. В 1922—1930 входила в состав Всеукраинского фотокиноуправления. Одним из первых её режиссёров стал известный советский деятель кино Я. А. Протазанов. Несколько позже он снимал в Ялте широкоизвестный фильм «Праздник святого Иоргена». К пятилетию Октябрьской революции создан фильм «Великий Октябрь», за который киностудия получила благодарность Реввоенсовета Республики. В этот период (до конца 20-х годов) с ней сотрудничают видные советские литераторы — М. В. Никулин и В. А. Каверин, кинорежиссёр В. И. Пудовкин. В 1925—1927 годы директором Ялтинской кинофабрики ВУФКУ был режиссёр Г. Н. Тасин.

В 1930 году Ялтинская кинофабрика вошла в трест «Востоккино». В 1936 была передана студии «Союздетфильм», в 1951 года — киностудии «Мосфильм». В 1957 Ялтинская кинофабрика была преобразована в «Ялтинскую киностудию художественных фильмов». В 1963 Ялтинская киностудия стала филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Среди фильмов, снимавшихся на базе Ялтинской киностудии, такие как «Илья Муромец», «Человек-амфибия», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта», «Кавказская пленница», «Человек с бульвара Капуцинов», «Прощайте, голуби».

В 1988 году Ялтинская киностудия стала самостоятельным государственным предприятием — Крымской киностудией «Ялтафильм».

На Украине

В 2000 году было создано российско-украинское предприятие ЗАО «Ялтинская киностудия». В 2003 году ЗАО «Ялтинская киностудия» полностью перешло в собственность российской компании «ПоликомВест».

В 2005 году комплекс строений на улице Севастопольской был продан украинской фирме «Розбудова-Град». Эта фирма никогда не осуществляла фильмопроизводство на данной территории, но выставляла свой участок на продажу. Всё оборудование, бутафорию, реквизит с Севастопольской улицы ЗАО «Ялтинская киностудия» перебросило на улицу Мухиной. По словам Ольги Прудниковой-Юшковой имущество на Севастопольской после этого пришло (на 2014 год) в неудовлетворительное состояние: «За десять лет все здания цехов полуразрушены, разрушена котельная, которая их отапливала, демонтировано даже отопление — срезаны трубы… Состояние плачевное, непригодное для эксплуатации. Нужно было прежде всего элементарно вывозить мусор, потому что территория долгие годы захламлялась, расчищать каждое помещение, каждую из комнат».

В 2010 году владельцем ЧАО «Ялтинская киностудия» стало российское ООО «СтройСектор». За последние годы киностудия оказывала услуги по съемкам большого количества российских фильмов, таких как «9 рота», «Водитель для Веры», «Пассажирка», «Обитаемый остров» и др. Фильмы «Первокурсница», «Бегущая по волнам», «Дом Солнца» были произведены киностудией совместно с российскими продюсерскими компаниями.

В России

После присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 году, премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительственного совета по развитию российской кинематографии 26 марта 2014 года, поручил рассмотреть возможности Ялтинской. Киностудии для съемок российской кинопродукции и помочь преодолеть жителям Крыма культурную изоляцию, которая сложилась ранее. «Надо подумать, как лучше использовать ресурсы Ялтинской киностудии» — сказал Медведев. Администрация Республики Крым обратилась к председателю Союза кинематографистов России Никите Михалкову с просьбой помочь возродить киностудию, которая в последние годы пришла в запустение. Союз кинематографистов, в свою очередь, предложил не только строить новую студию, а создать на её базе Центр молодых кинематографистов «Дебют», где смогут работать начинающие кинематографисты со всей России. Соответствующее письмо Никита Михалков направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. 14 августа 2014 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости поддержки и развития киностудии.

2 сентября 2014 года Совет министров Республики Крым принял постановление о выкупе имущества Ялтинской киностудии республикой. 10 сентября 2014 года Государственный совет Крыма принял постановление об отмене приватизации Ялтинской киностудии, а 29 сентября крымское правительство издало распоряжение о создании ГУП Республики Крым «Киностудия „Ялта-фильм“». По словам нового руководителя «Киностудии „Ялта-фильм“» Ольги Прудниковой-Юшковой, имущество на Севастопольской пришло в полное запустение: «Состояние, к сожалению, очень печальное. На сегодня мы пришли на территорию совершенно непригодную ни к чему, кроме того, чтобы снять какие-то эпизоды заброшенных, разрушенных помещений, зданий».

Представители частного акционерного общества «Ялтинская киностудия» в ответ на решения о выкупе и национализации обращались в арбитражные суды с целью признать их недействительными. 10 февраля 2015 года Арбитражный суд Крыма отменил постановление Госсовета Крыма об отмене приватизации киностудии, однако позднее это судебное решение было пересмотрено. 27 февраля 2015 года Государственный Совет Республики Крым принял новое постановление, объявившее землю и недвижимое имущество киностудии собственностью республики, в дальнейшем киностудия де-факто осталась в собственности республики. 26 августа 2015 года ГУП РК «Киностудия „Ялта-фильм“» отнесено в ведение Минкультуры Крыма.

22 декабря 2015 года киностудия включена в санкционный список США.

В 2024 году министр культуры Республики Крым Арина Новосельская анонсировала скорое завершение процедуры передачи Ялтинской киностудии в федеральную собственность. По её словам, из бюджета РФ планировалось выделить 4 млрд рублей на восстановление объекта. 30 мая 2024 года Совет министров Крыма распорядился ликвидировать государственное унитарное предприятие РК «Киностудия „Ялта-фильм“».

21 сентября 2024 года министерство Культуры Республики Крым приняло решение начать в июне-июле 2024 года реставрационные работы.

20 октября 2024 года на базе Ялтинской киностудии планируется открыть анимационную студию для производства короткометражных рисованных мультипликационных фильмов.

Киностудия Минобороны

Киностудия МО РФ – это уникальное производственно-творческое предприятие, которое создает учебные фильмы различного жанра для Вооруженных Сил России. Ее предназначение также в производстве и тиражировании военно-учебных, документальных, научно-популярных и технико-пропагандистских фильмов для Министерства обороны (в том числе – содержащих сведения, составляющие государственную тайну), осуществлении другой кинопроизводственной деятельности.

Киностудия создает наглядные средства обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил, раскрывает основные вопросы оперативной и боевой подготовки, знакомит зрителей с достижениями в области вооружения и военной техники, а также освещает другие важные аспекты военной деятельности.

Киностудия была сформирована в 1960 г. в Ленинграде в целях объединения разрозненных киностудиий, кинолабораторий и киноотделов, которые на тот момент действовали в различных видах и родах войск и военно-учебных заведениях. Первоначально она подчинялась Главному управлению боевой подготовки Сухопутных войск.

В 1963 г. киностудия была переведена в Москву на территорию бывшего военного городка ПВО (Выхино). В этом же году в Генеральном штабе была создана киногруппа по планированию создания фильмов для Вооруженных Сил. Через семь лет она была преобразована в отдел военно-учебных кинофильмов МО СССР.

Создание единой киностудии позволило глубже изучать возможности и формы использования учебных фильмов в программах высших военно-учебных заведений, а также в планах боевой и морально-психологической подготовки частей и подразделений. Кроме того, это сделало процесс планирования и производства аудиовизуальных средств обучения и воспитания более гибким и эффективным.

В 1985 г. за заслуги в обобщении опыта Великой Отечественной войны, а также за большой вклад в обучение и воспитание личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота киностудия была награждена орденом Красной Звезды.

За полвека своей истории на киностудии сложился сплоченный коллектив единомышленников, основу которого составили офицеры и служащие Советской Армии, выпускники Всесоюзного государственного института кинематографии, Ленинградского института киноинженеров, Ленинградского института театра, музыки и кинематографа, Школы-студии МХАТ, Высших режиссерских курсов, институтов культуры и кинотехникумов.

На пике своей деятельности в середине 1980-х годов киностудия насчитывала в своем составе 19 офицеров и 516 служащих Советской Армии.

После развала Советского Союза киностудия была сильно сокращена и передислоцирована в подмосковное Болшево, на территорию своего бывшего филиала. Снизился уровень финансирования, а следовательно, и количество выпускаемых фильмов.

И все же, оставаясь фактически единственным в России производственно-творческим предприятием, выпускающим учебные фильмы, киностудия сумела сохранить накопленный опыт и творческий потенциал и продолжала выполнение поставленных задач.

В 1998 г. киностудия перешла в непосредственное подчинение Главному управлению боевой подготовки и службы войск ВС РФ. Началось оживление деятельности киностудии, произошла модернизация и переоснащение ее материальной базы.

Всего за 50 лет своей истории на rиностудии МО создано более 5 тысяч фильмов для армии и флота и около 1,5 тысяч частей по заказам, сделанным предприятиями и организациями оборонной промышленности. Все это составило уникальную фильмотеку киностудии, и абсолютное большинство выпущенных фильмов получило высокую оценку в войсках и военно-учебных заведениях.

Кроме того, многое из видеопродукции киностудии получило заслуженное признание на всеармейских, всесоюзных и международных кинофестивалях. Вот только главные из них: «Десантники» (реж. П.Войленко), 1967 г., Париж, приз «Золотое солнце Версаля»; «Психологическая закалка» (реж. Кудрявцев), 1973 г., Париж, приз «Золотое солнце Версаля»; «Водитель и дорога» (реж. Е.Полунин), 1977 г., Париж, «Cеребряное солнце Версаля»); «Бой в горах» (реж. Г.Долженков), «Под куполом ПО-9» (реж. П.Войленко), «Год за два» (реж. В.Венделовский), «Советские Сухопутные» (реж. А.Берлин), 1981 г., приз «Серебряный ирис». В 2007 году фильм «Морские крылья России» (реж. М.Талыбов) получил приз международного кинофестиваля военного кино в Италии. Остальные призы учету не поддаются.

Кроме изготовления видеопродукции, киностудия занимается тиражированием и рассылкой фильмов для Министерства обороны Российской Федерации, переводом их на пленку, оказывает помощь авторам в написании литературных сценариев.

В настоящий момент киностудия МО РФ оборудована съемочным павильон площадью 400 м 2 с современной осветительной и звукозаписывающей техникой для синхронных съемок. В студии есть комплект для профессиональной фотосъемки и графическая станция для цифровой обработки фотоизображения, а также другая техника для производства качественной кинопродукции.

Современный штат киностудии – 125 человек. Ее плановое производство – 36 частей кино-видеофильмов в год. Киностудия готова к разным видам сотрудничества с любыми предприятиями и организациями по вопросам оказания услуг в области кино-и видеопроизводства, создания кино-и видеофильмов и работы с архивными материалами.

Понравилась статья? Ставьте лайки!


🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже


Получить гражданство Обращение в суд Как отстоять ваши права Получение документов Судебное решение Обратиться в банк Права на работе Апелляционная жалоба Куда обратиться